Программа внеурочной деятельности "Фантазеры" для учащихся 1-х классов

Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения школьников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности является конструирование моделей из Polydron– конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Polydron– конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки учебной деятельности.
 

Цель программы: создание оптимальных условий для развития познавательной и творческой деятельности младших школьников посредством освоения Polydron– конструктора.
 

Задачи:
• формировать познавательную, исследовательскую активность;
• развивать интерес к моделированию и конструированию;
• развивать внимание, память, логическое, абстрактное мышление;
• развивать пространственное воображение;
• обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
• развить мелкую моторику.

Актуальность
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие в режиме игры.


Отличительные особенности программы.
Polydron – конструктор – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Особенность программы заключается в том, что позволяет ученикам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Polydron – конструктора, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Polydron – конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.


Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами
и пр.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Все эти особенности первоклассников рационально и целесообразно вписываются в развивающую деятельность посредством освоения Polydron – конструирования.


Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года (34 часа) с обучающимися 1 классов, имеющие повышенные учебные возможности.

Ресурсы:
Кадровое обеспечение
Программа осуществляется педагогом-психологом.
Материально- техническое обеспечение:
Polydron – конструктор «Базовый», Polydron– конструктор «Мосты», Polydron– конструктор «Проектирование», Polydron– конструктор «Каркасы», Polydron– конструктор магнитный «Сфера», Polydron– конструктор магнитный «Супер»
 

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
• положительно относиться к учению;
• принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
• чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
• чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя;
• бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
• с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
• под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет создания положительной мотивации к конструктивной деятельности. Результатами являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
 

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности;
• учиться проговаривать последовательность действии на занятии;
• учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией -схемой;
• с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы.
 

Познавательные УУД:
• наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
• сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому);
• с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
• находить ответы на предлагаемые вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками (даны в методическом материале);
• делать выводы о результате совместной работы всей группы;
 

Коммуникативные УУД:
• учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
• учиться проговаривать последовательность действий на занятии; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией-схемы;
• с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы,
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Формирование метапредметных результатов обучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Обучающиеся должны знать:
• основные геометрические понятия;
• основы моделирования и конструирования.
• детали и способы их соединений;
• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
• о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
• о связи между формой конструкции и ее функциями.
Обучающиеся должны уметь:
• конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
• выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,
• доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• выстраивать отношение со сверстниками при работе в группе.

Развитие внимания, памяти, логического абстрактного мышления,
пространственного воображения осуществляется с помощью диагностических методик (Тулуз – Пьерон, тест МЭДИС,методика «Заучивание 10 слов», матрицы Равена) в сентябре, январе и мае.

Опыт распространения программы:
Семинар – практикум для педагогов – психологов г.Сургута «Развитие творческих способностей в рамках внеурочной деятельности».


Тематическое планирование
 

 

Тема урока

Задачи

 

По плану

По факту

1.

Конструктор  Polydron– магнитный.

Знакомство с деталями Polydron– магнитный, конструирование по образцу

1

 

 

2.

Polydron– магнитный, свободное конструирование объемных моделей.

1

 

 

3.

Конструктор  Polydron– магнитный сфера.

Знакомство с деталями Polydron– магнитный сфера

1

 

 

4.

Конструирование по образцу, свободное конструирование объемных моделей

1

 

 

5.

Конструктор Polydron.

Знакомство с деталями Polydron, конструирование по образцу.

1

 

 

6.

Polydron, конструирование по образцу, свободное конструирование объемных моделей.

1

 

 

7.

Конструктор Polydron- элементарная математика.

Знакомство с деталями Polydron- элементарная математика, конструирование по образцу.

1

 

 

8.

Polydron- элементарная математика,конструирование по образцу, свободное конструирование объемных моделей.

1

 

 

9.

Конструктор Polydron-каркасы.

Знакомство с деталями Polydron- элементарная каркасы , конструирование по образцу.

1

 

 

10.        

Polydron- каркасы,конструирование по образцу, свободное конструирование объемных моделей.

1

 

 

11.        

Polydron- каркасы,конструирование по образцу, свободное конструирование объемных моделей.

1

 

 

12.        

Конструктор Polydron-мосты. Опора

Знакомство с деталями, схемой опоры.  Сооружение опоры моста

1

 

 

13.        

Конструктор Polydron-мосты. Вантовый мост

Знакомство с деталями, схемой вантового моста. Распределение обязанностей при строительстве моста. Сооружение вантового моста.

1

 

 

14.        

Сооружение вантового моста

1

 

 

15.        

Конструктор Polydron-мосты. Однопролетный мост.

Знакомство с деталями, схемой однопролетного моста. Распределение обязанностей при строительстве моста. Сооружение моста.

1

 

 

16.        

Сооружение однопролетного моста

1

 

 

17.        

Конструктор Polydron-мосты. Разводной мост.

Знакомство с деталями, схемой разводного моста. Распределение обязанностей при строительстве моста. Сооружение моста.

1

 

 

18.        

Сооружение разводного моста

1

 

 

19.        

Конструктор Polydron-мосты. Висячий  мост.

Знакомство с деталями, схемой висячего  моста. Распределение обязанностей при строительстве моста. Сооружение моста.

 

 

 

20.        

Сооружение висячего моста

1

 

 

21.        

Сооружение висячего моста

1

 

 

22.        

Конструктор Polydron-мосты. Мосты со сквозными фермами.

Знакомство с деталями, схемой моста со сквозными фермами. Распределение обязанностей при строительстве моста. Сооружение моста.

1

 

 

23.        

Сооружение  моста со сквозными фермами.

1

 

 

24.        

Конструктор Polydron-мосты. Мосты со сквозными фермами-2.

Знакомство с деталями, схемой моста со сквозными фермами -2. Распределение обязанностей при строительстве моста. Сооружение моста.

1

 

 

25.        

Сооружение  моста со сквозными фермами-2.

1

 

 

26.        

Конструктор Polydron-мосты. Работа с опорой (основанием) повышенной сложности

Знакомство с деталями, схемой опоры моста Распределение обязанностей при строительстве опоры моста. Сооружение опоры моста повышенной сложности.

1

 

 

27.        

Конструктор Polydron-мосты. Подъемные мосты повышенной сложности.

Знакомство с деталями, схемой подъемного моста повышенной сложности Распределение обязанностей при строительстве подъемного моста моста. Сооружение моста.

1

 

 

28.        

Сооружение  подъемного моста .

1

 

 

29.        

Конструктор Polydron-мосты. Большой консольный мост.

Знакомство с деталями, схемой большого консольного моста. Распределение обязанностей при строительстве моста. Сооружение моста.

1

 

 

30.        

Сооружение  консольного моста.

1

 

 

31.        

Сооружение  консольного моста.

1

 

 

32.        

Конструктор Polydron-мосты. Поворотные мосты

Знакомство с деталями, схемой поворотного моста. Распределение обязанностей при строительстве моста. Сооружение моста.

1

 

 

33.        

Сооружение поворотного моста.

1

 

 

34.        

Сооружение  поворотного  моста.

1