СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Галанов Александр Сергеевич
Директор «Лаборатории психологической безопасности» Международной академии психологических наук Ведущий специалист по научно-методическим разработкам дошкольного образовательного проекта «Дошколка.ру» при издательстве «Экзамен», г. Москва, Российская Федерация

УДК 37.026.9


А.С. Галанов,
ведущий специалист по научно-методическим разработкам
дошкольного образовательного проекта «Дошколка.ру»,
г. Москва, Российская Федерация
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
A.S. Galanov, leading expert on the scientific and methodological development of
the preschool educational project "Doshkol.ru" at the publishing house "Exam", Moscow, Russia


СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
CREATING A DEVELOPING ENVIRONMENT FOR THE MANIFESTATION OF THE OVERALL GIFTEDNESS OF CHILDREN IN DESIGN ACTIVITIES


Аннотация. В статье дается обоснование развивающей среды. Представлены варианты конструкторов для развития способностей в конструкторской деятельности, обосновываются их использование в процессе обучения и интегративность.
Abstract. The article provides a rationale for the developing environment. The variants of designers for the development of abilities in design activity are presented, their use in the learning process and integrativity are justified.
Ключевые слова: предметно-развивающая среда, конструкторская деятельность, технологическое образование.
Key words: subject-developing environment, design activity, technological education.


Проблема организации предметно-развивающей среды образовательного учреждения на сегодняшний день стоит особо жгуче. Она совмещена с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в структуры образования, где на центральное место выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать индивиду разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А.В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации.
Предметно-пространственная развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, уровня развития, интересов, склонностей, способностей, зарождающихся половых особенностей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течения дня в образовательном учреждении мог найти для себя увлекательное занятие. Каждому индивиду присущ свой темп и свой стиль развития, индивидуальность. Развивающая среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность индивида; находить ответы на интересующие вопросы [2].
Педагогу важно, так организовать преобразовательную деятельность обучаемого, в том числе самостоятельную, чтобы он упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться своей цели.
Правильно созданная развивающая среда позволит обучающимся:
- познать неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней технологической средой;
- обеспечить морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды технико-технологических преобразований;
- увидеть появление нового механизма, его условия и трансформации, обеспечивающие технико-технологические и физические процессы;
- познать многообразие технических деталей, объектов, узлов и механизмов и разные способы взаимодействия со средой;
- самостоятельно действовать изучая особенности технико-технологических зависимостей и физических законов.
На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность. И в отечественной, и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе и др.) [3].
С точки зрения психологии, среда – это процесс и результат, условие саморазвития личности (А.Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно необходимых личностных качеств.
Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны личности – эмоции, чувства, мыслительную деятельность и т. п., т. е. становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение».
По определению В.А. Ясвина развивающая среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для еѐ развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».
Ученые в структуре среды выделяют ее значимый компонент – предметную среду, и с точки зрения ее организации и деятельности, которая в ней осуществляется классифицируют на игровую, учебную, трудовую и др.
Предметно-развивающая среда является составной частью развивающей среды и определяется, как «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».
Новоселова С.Л. считает, что «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка» [3].
Предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для развития ребенка функций:
Информационная и познавательная функция реализуются в том, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и т. д.
Стимулирующая функция обеспечивает мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (конструкторы лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры и др.) вводят в активную познавательную деятельность и т. п.
Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Организация предметно-развивающей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Для правильной организации развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах ее построения.
Концепция организации развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.
В концепции предметно-развивающей среды С.Л. Новоселовой автор указывает, что оснащение среды формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды, необходимо выделить ее условия как развивающей среды для детей:
- способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов;
- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности;
- учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей;
- учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагать наличие «зоны приватности», «зоны отдыха» и др.;
- учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, что обеспечивает право ребенка на свободу выбора;
- предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно придти к выводу, что предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.
Одной из самых эффективных технологий обучения детей пониманию современных знаний техники, технологии, практической физики является технология STEM-образования.
Если ребѐнок ещѐ маленький, сложно предугадать, что ему будет нравиться, когда он вырастет, но спрогнозировать, что ему может пригодиться, возможно уже сейчас, если речь идѐт о профессиях, связанных со STEM, ведь потребность в квалифицированных технических специалистах растѐт и в ближайшие пару десятков лет тенденции вряд ли изменятся.
Основная цель развивающих STEM-конструкторов заключается в том, чтоб обучить детей навыкам, которые помогут им преуспеть в изучении соответствующих предметов в школе, колледже и университете или даже сделать блестящую карьеру.
При работе с конструкторами дети получают разностороннее развитие: улучшается их восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление, предназначены для детей от 5 лет и старше, созданы в качестве начального шага к изучению науки, технологии, инжиниринга и математики (STEM).
Очень важно в работе с конструктором то, что собирая модель, у ребенка появляется возможность усваивать новый материал в своем ритме, что позволяет педагогу не только построить индивидуальную стратегию развития ребенка, но и дает возможность педагогу увидеть в деятельности стратегии решения проблем, используемым ребенком, что позволит более точно диагностировать его способности и проблемы.
Конструкторы, включенные в программу Stem-Образования «Юный инженер-изобретатель», развивают инженерное мышление с помощью очень эффективного подхода – вовлечения в игру. Из простых, легко скрепляемых деталей конструкторов очень просто собрать предлагаемые модели для изучения, игры и творчества.
Программа Stem-Образования «Юный инженер-изобретатель» позволяет детям преодолеть иллюзии наглядно-действенного мышления, обусловленные детским эгоцентризмом и стереотипами:

  • помогает справиться с навыками клипового восприятия реальности и учит школьников долговременному планированию своих действий восприятия;
  • научит детей преодолевать страхи обусловленные выученной беспомощностью, сформировать у них уверенность в своих силах;
  • поможет школьнику приобрести навыки решения проблем и научит получать удовольствие от мыслительной деятельности;
  • даст возможность испытать радость победы при решении сложных конструкторских задач.

При использовании конструкторов можно познакомиться с понятием «центр тяжести» и научиться учитывать его при создании своих конструкций.
Комплект позволяет учащемуся преодолеть иллюзии, обусловленные эгоцентричными навыками мышления, преодолевать стереотипы восприятия. Знание расположения тяжести в блоках позволяет складывать такие конструкции, которые кажутся невозможными.
Для развития логического и пространственного мышления можно использовать конструктор «Каркасы» [1]. При этом у обучающихся произойдет знакомство с математическими и пространственными задачами, они смогут создавать крупные и сложные фигуры, осваивать понятие пространства и будут на примере найдены идеальные и простые решения. Каркасы могут использоваться как самостоятельное дидактическое пособие для изучения фигур, углов, опорных призм, вершин, плоскостей и прямых
Для проектной деятельности в образовательных учреждениях предназначены технические конструкторы [5; 6]. Он закладывает основы изучения конструирования и проектирования технических узлов и механизмов, дизайна и преобразовательных технологий, позволяющий выстроить логическую связь между математикой проектированием. Большое разнообразие конструкторских деталей позволяет:

  • придти к пониманию основ проектирования и конструирования;
  • осознать принципы работы простых механизмов и машин, как механизмы преобразуют потенциальную энергию в кинетическую;
  • демонстрировать связь между скоростью и крутящим моментом через использование нескольких передаточных связей;
  • позволяет изучить зубчатую передачу и рабочие амортизаторы пружинного типа, включая роль торсионного скручивания;
  • научит важным принципам о регулируемой силе броска и о хранении в простейших машинах кинетической энергии;
  • помогает создавать обучающимся движущиеся модели механизмов.

Автоматизированные линии – это хитроумные машины с кривошипно-шатунным механизмом, с Архимедовым винтом, с шестигранными (гексагранными) индексными колесами для подъема вверх, дают важные знания по кинематике, тягам, возвратно-поступательному движению, синхронизации и последствиям этих принципов для всех систем [1].
Манипуляторы позволяют узнать тайны работы современных высокотехнологичных роботов, так например, роботизированная рука, созданная с помощью конструктора способна забирать и перемещать предметы, используя четыре степени свободы и шарнирную руку с грейферным захватом. Вся конструкция может поворачиваться на 360 градусов, позволяя этому миниатюрному роботу выполнять сложные действия своего реального промышленного прототипа [5; 6].
Качество образовательной среды может быть оценено путем анализа качества пространственно-предметного компонента этой среды, качества ее социального компонента и качества связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Содержание или, другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей и составляет третий – технологический компонент образовательной среды [4]. Педагогическая организация развивающей образовательной среды – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды; организация связей такого характера, которые бы обеспечивали комплекс возможностей для личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Образовательный процесс, организованный в соответствии с данным критерием, можно считать развивающим образовательным процессом (или процессом развивающего образования). Как отмечает В.В. Давыдов, «если воспитание совместно с обучением приобретает явную и прямую развивающую функцию, то речь теперь может идти о развивающем образовании».

Литература

1. Дошколка [Электронный ресурс] : образовательный проект. – URL : http://www.doshkolka.ru/ (дата обращения: 01.10.2018).
2. Развивающая среда и ее сущность и значение [Электронный ресурс]. – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/11/razvivayushchaya-sreda-i-ee-sushchnost-i-znachenie (дата обращения: 01.10.2018).
3. Сущность и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника [Электронный ресурс]. – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/29/ sushchnost-i-znachenie-predmetno-razvivayushchey-sredy-dlya-razvitiya (дата обращения: 01.10.2018)
4. Organization and Carrying out the Educational Experiment and Statistical Analysis of its Results in IHL [Электронный ресурс] / O.V. Sidorov, L.V. Kozub, A.V. Goferberg, N.V. Osintseva // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – № 7(1). – P. 177–189. – URL : http://ejournal1.com/journals_n/1521195418.pdf
5. Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников [Текст] // Педагогика. – № 5. – М., 2004. – С. 51–56.
6. Хохлова, М.В. Система учебных проектно-технологических задач и заданий для уроков технологии [Текст] // Народное образование. – № 8. – М., 2004. – С. 113–118.