«Использование конструктора «Polidron» для реализации ФГОС». - «Традиции и инновации в современной педагогике».
Материалы научно-практической конференции, проходившей в рамках «Дней К.Д.Ушинского - 2016» в КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж», стр. 7.
Е.Н. Баскова, воспитатель, МБДОУ д/с № 5 «Родничок»,
г. Енисейск
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных требований к реализации основной образовательной программы является создание условий для игровой, познавательной, исследовательской активности детей, развития творческих способностей и возможности самовыражения.
Для решения данных задач я использую современное игровое оборудование, которое появилось в нашем детском саду в результате победы в грантовом конкурсе.
Одним из видов такого оборудования являются наборы для плоскостного и объемного конструирования «Polidron», которые представляют собой комплекс модулей, каждый из которых уникален по-своему. Оригинальная конструкция набора позволяет легко крепить детали друг к другу, благодаря чему дети могут в полной мере познать мир двух- и трёхмерных геометрических фигур. Все детали конструкторов имеют яркий дизайн и чистые цвета, соответствующие сенсорным эталонам. Конструктор прекрасно развивает мелкую моторику, творческое и пространственное мышление.
Конструктор «Магнитный–Супер» знакомит детей с понятием полярности. В детали конструктора Polidron «Гигант-Зазеркалье» встроены зеркала разной формы (выпуклые, вогнутые), что позволяет формировать у детей представление о таких физических явлениях, как отражение и преломление.
Конструктор «Огромные шестеренки» помогает детям получить свои первые представления о работе механизмов.
Я использую конструктор Polidron для решения задач по познавательному развитию детей. Для развития у детей познавательного интереса организую игровые проблемные ситуации, в которых дети исследуют детали конструктора, обсуждают и договариваются о совместных действиях, осваивают разные способы соединения деталей, создают различные сооружения, которые затем ими активно используются в строительных и сюжетно–ролевых играх. Играя и конструируя, дети познают свойства геометрических фигур (плоскостных и объемных), осваивают пространственные отношения, придумывают свои модули и фигуры, могут преобразовать постройку и представить ее в развернутом виде. Организуя работу с конструктором, предлагаю детям проектировать сооружения по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям.
Для формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками и обогащения опыта сотрудничества предлагаю детям создавать общие постройки. Дети учатся определять общий замысел, договариваются о распределении обязанностей, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения («Играли дружно, и получился красивый дворец»). В коллективных играх с конструктором создаю ситуации диалога, делового разговора, побуждаю детей к комментированию своих действий, решая тем самым задачи речевого развития.
Из конструкторов «Гигант-Зазеркалье» и «Огромные шестеренки» дети создают конструкции большого размера, при помощи шестеренок их изобретения начинают двигаться, а используя вогнутые, выпуклые и прямые зеркала вместо окон, дети с любопытством и интересом рассматривают свое «новое» отражение. Находясь внутри ракеты или машины, дети настолько перевоплощаются в космонавтов, водителей, что игровая ситуация становится для них реальной.
Конструктор «Магнитный-Супер» стал для меня хорошим помощником для развития воображения, фантазии, творчества и логического мышления детей. Разнообразие фигур позволяет не ограничивать фантазию маленьких строителей. Создавая разного рода геометрические фигуры, дети в полной мере воплощают свои творческие таланты. Я предлагаю детям схемы, модели, развертки, на основе которых они строят простые и сложные
фигуры, объемные и плоскостные модели. А еще я использую этот конструктор для составления кроссвордов, для знакомства детей с понятием симметрии и действием деления целого на части.
Конструктор «Polidron» дети используют в самодеятельной игре, то есть в игре, идущей от инициативы самого ребенка. Наблюдая за детьми, когда они создают «воображаемую игровую ситуацию», я с удовольствием отмечаю, насколько этот конструктор обогащает содержание детских игр. Дети, превращая одну постройку в другую или дополняя ее деталями, самостоятельно открывают новые возможности конструктора. Они увлечены и заинтересованы, самостоятельны и активны.
Организация игр, занятий, конструктивной деятельности с использованием конструктора «Polidron» способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, в общении, в познавательной деятельности и конструировании.
Наборы для конструирования являются для наших педагогов инновационным средством для организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, успешно апробируются в образовательном процессе и позволяют эффективно решать задачи по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения.